Ефремова Татьяна Витальевна

  1. Наименование должности в соответствии с записью в трудовой книжке: учитель-дефектолог.
  2. Основное образование (ОУ, специальность, квалификация, год):
РГПУ им. А.И.Герцена, специальность «Тифлопедагогика», квалификация «Учитель начальных классов школ для детей с нарушением зрения. Тифлопедагог дошкольных учреждений», 1999г.
  1. Квалификационная категория: высшая квалификационная категория, 2015 г.
  1. Работа в должности: с 1998 года 
  2. Награды за успехи в профессиональной деятельности:
  • Почетная Грамота Министерства Образования и Науки Российской Федерации – от 21.03.2007г. № 310/к-н
  • Грамота Администрации Невского района Санкт-Петербурга «За высокие достижения в воспитании и обучении подрастающего поколения, творчество и инициативу, высокий профессионализм и в связи с 70-летием со дня основания образовательного учреждения» - 2007г.
  1. Курсы повышения квалификации за последние 5 лет (наименование, год):
  • Обучение на компьютерных курсах «Информационные технологии», с 12.05.2014 по 03.06.2014
  • «Содержание и организация образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО. Актуальные темы» с 02.09.2015 по 16.09.2015г.
  1. Участие в профессиональных конкурсах педагогических достижений (наименование, год, результат) за последние 10 лет:
  • Конкурс педагогических достижений – номинация «Презентация педагогических идей и проектов» - ГРАН-ПРИ, 2009 г.
  • Конкурс «Педагог-мастер» для государственных бюджетных дошкольных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга в рамках профессионального блиц-отбора – победитель, 2013-2014г.
  • Конкурс «В царстве мира, добра и красоты» - номинация «Выставка и художественное творчество» - ГРАН-ПРИ, 2014 г.
  • Второй районный конкурс рукоделия «Бабушкин сундук» - номинация «Топиарий» - Диплом Лауреата – 2015г.
  • Всероссийский конкурс дидактических материалов тифлопедагогов и педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения «ИРИС – инновации, развитие, исследование, сотрудничество» - Лауреат (II место) – 2016г.
  1. Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, секциях, проведение мастер-классов:
  • Городской семинар-практикум «Использование традиционных и нетрадиционных форм в организации коррекционной работы ДОУ» в рамках проекта «СПб АППО – дом учителя» - «Графический диктант – направление работы с детьми со зрительной патологией» - 2013г.
  • Городской семинар «Преемственность в работе детского сада и школы в условиях внедрения ФГОС» - Мастер-класс: «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей с нарушением зрения через цветомузыкальные интегрированные занятия, как основа успешного художественно-эстетического образования в начальной школе», 2014г.
  • Городской семинар «Методы активизации творческого мышления детей как залог успешной социализации и индивидуализации развития дошкольников» - Мастер-класс «Практическое освоение методов активизации творческого мышления по мотивам басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» - 2016г.
  • Городской научно-методический семинар «Способы повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса в условиях ФГОС ДО» - «Сюжетные занятия как эффективное средство работы с детьми дошкольного возраста» - 2016г.
  1. Подготовка воспитанников к конкурсам и участие в них (наименование, результат, год) за последние 10 лет:
  • СПб ГБУ КЦ «Троицкий» - Выставка детского рисунка «С Днем Великой Победы!», в рамках празднования 68-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне – Диплом участника, 3013г.
  • СПб ГБУ КЦ «Троицкий» - Выставка рисунков «Я рисую мамочку», посвященный Дню матери – Диплом участника, 2014г.
  • ГБОУ ДОД детская школа искусств Невского района СПб «Театральная Семья» - III районный конкурс арт-объектов «Весь мир – театр» - Диплом участника, 2015г.
  • СПб ГБУ КЦ «Троицкий» - Творческий фестиваль «Мир вашему дому», посвященный 71-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945г. – Диплом, 2016г.
  • СПб ГБУ КЦ «Троицкий» - Конкур художественных работ «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год!», в рамках творческого проекта «Хронотоп» - Грамота участника, 2017г.
  1. Проведение специальных коррекционных занятий
На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует детей в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.
Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит 2 раза в неделю. Длительность каждого подгруппового занятия составляет 15 мин. - в младшей, 20 мин. – в средней, 25 мин. - в старшей и 30 мин. - в подготовительной группе.
Тифлопедагог также ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия, которые предполагают учет зоны ближайшего развития ребенка. Занятия проводятся с детьми, испытывающими на данном этапе обучения значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками (на подгрупповых коррекционных занятиях).   
Типы специальных коррекционных занятий:
  1. Формирование предметных представлений и способов обследования предметов;
  2. Развитие предметности восприятия;
  3. Формирование сенсорных эталонов;
  4. Развитие восприятия сюжетных изображений;
  5. Развитие восприятия глубины пространства;
  6. Развитие навыков ориентировки и пространственных представлений;
  7. Развитие зрительно-моторной координации.
Тифлопедагог проводит также комплексные коррекционные занятия. Они носят уточняющий, закрепляющий, обобщающий характер. Их содержание предполагает использование детьми определенных навыков по всем типам занятий.
Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На каждом этапе обучения решаются свои задачи, детям предлагаются задания определенного уровня сложности. Так, на начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей, задачи усложняются.
Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом.

Этапы лечения

Цель

Игры и упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плеоптический

Повышение остроты зрения амблиопичного глаза

- обводка через кальку контурных изображений (Дорисуй по точкам, Обведи и заштрихуй, Угадай предмет, Обведи по контуру, Дорисуй вторую половину);

- нанизывание бус;

- сличение изображений (Что неправильно нарисовал художник, Парные картинки, Найди похожие предметы, Что изменилось, Найди ошибки);

- классификация предметов (Найди похожие предметы, Разложи по группам, Какой предмет лишний, Добавь предмет);

- игры-лабиринты (Цветная прогулка, Найди дорожку, Поймай рыбку, Приведи детеныша к маме);

- использование электрифицированных игрушек (Сколько огоньков, Что ближе, что дальше?);

- составление разрезанного на части изображения (Составь целый предмет, Собери картинку, Сложи из геометрических фигур).

 

 

 

 

 

 

 

 

ортоптический

Развитие бинокулярного зрения, восстановление способности к слиянию двух изображений в одно.

 

- составление разрезанного на части изображения (Моделирование картины, Сложи картинку, 1-2-3 (разложи картинки на 1, 2, дальнем плане), Дорисуй вторую половину);

- выделение из фона замаскированного объекта (Угадай, кто прячется, Узнай предмет, Узнай по контуру, Узнай по силуэту);

- опознание изображения по какой-либо отдельной части (Кто без чего?, Узнай по детали предмет, Найди ошибку, Как не бывает, Что забыл нарисовать художник);

- опознание перевернутых, зашумленных изображений (в различных условиях предъявления) (Кто ближе, кто дальше? (на зашумленных рисунках), Узнай и назови, Кто здесь спрятался?, Кто больше увидит и назовет?).

 

 

 

стереоптический

Добиться нормального глубинного зрения и тем самым закреплять результаты лечения косоглазия.

 

- оценка глубины пространства (Колодец, Рыбалка, Дорожки, Бадминтон, Настольный теннис, Волейбол, Чтение с решеткой).