Развитие лексической стороны речи.

  • Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
    Различают словарь пассивный (понимание) и активный (использование слов в речи). Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным - часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком.
    Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
    Игры для развития лексической стороны речи:
    1. Кто больше слов придумает?
    Цель. Активизация словаря.
    Ход игры. Взрослый называет какой-нибудь звук и просит ребенка придумать слова, в которых встречается этот звук.
    2. «Слово, которое...»
    Цель: Расширить словарный запас детей.
    Ход игры. Ребенок придумывает слово.
    Взрослый просит называть:
    вкусные слова (вафли, булка, халва, шоколад, мороженое, леденцы…);
    веселые слова (радость, праздник, цирк, веселье…);
    грустные слова (слёзы, болезнь, наказание, прощай…);
    звонкие слова (колокольчик, звонок, перезвон, эхо…).
    Или назвать предметы:
    тяжёлые; мягкие; лёгкие; твердые; металлические; деревянные; съедобные; круглые; длинные.
    Или более сложный вариант. Скажите, что может быть:
    и лёгким, и тяжёлым? (сумка, камень, книга…)
    и твердым, и жидким? (лёд, мороженое…)
    и высоким, и низким? (человек, столб…)
    и широким, и узким? (лента, дорога…)
    и толстым, и тонким? (человек, книга…)
    и гладким, и шершавым? (стол, камень…)
    и острым, и тупым? (нож, карандаш…)
    и коротким, и длинным? (шарф, тропинка…)
    и горячим, и холодным? (чай, утюг…)
    3. Отвечайте быстро
    Цель. Расширить словарный запас существительных и глаголов
    Ход игры.. Взрослый задаёт вопрос и кидает мяч ребенку, ребенок ловит, быстро отвечает и кидает мяч взрослому .
    Вопросы: Кто…
    Кукарекает?
    Мычит?
    Пищит?
    Ревет?
    Каркает?
    Жужжит? Фыркает?
    Воет?
    Чирикает?
    Кудахчет?
    Поёт?
    Квакает? Крякает?
    Хрюкает?
    Шипит?
    Кукует?
    Блеет?
    Лает?

    4. Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»
    Цель. Расширять словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
    Ход игры. Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире.
    Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками, ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками или ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
    5. Аналогии
    Цели. Развивать мышление. Активизировать словарь существительных.
    Ход игры. Подумайте и добавьте нужное слово.
    Нога-обувь, рука - …(перчатка).
    Корова – молоко, курица - …(яйца).
    Собака – кость, заяц - …(морковь), обезьяна - …(банан), медведь - …(нора), человек - …(дом).
    Оса – улей, собака - …(конура), медведь - …(берлога), лиса - …(нора), человек - …(дом).
    Зонтик – дождь, лыжи (санки) - …(снег), коньки - …(лёд).
    Яблоки – дерево, смородина - …(куст), огурец - …(грядка).
    Птица – гнездо, белка - …(дупло), мышь - …(норка), волк - …(логово).
    Птица – перья, рыба - …(чешуя).
    Огурец – овощ, ромашка – … (цветок).
    Учитель – школа, врач - …(больница).
    Стол – скатерть, пол – … (ковер).
    Утро – завтрак, вечер - …(ужин).
    Человек – руки, кошка - …(лапы).
    Рыба – вода, птица - …(воздух).
    Красный – стоять, зелёный - …(идти).
    Осень – дождь, зима - …(снег).
    6. Мир вокруг нас
    Цель. Активизировать словарь существительных.
    Ход игры. Взрослый задаёт вопросы ребенку. Ребёнок называет и показывает на соответствующий предмет (картинку предмета).
    Какой предмет нужен, чтобы:
    измерять время? (Часы.)
    разговаривать на расстоянии? (Телефон.)
    наблюдать за звёздами? (Телескоп.)
    измерять вес? (Весы.)
    измерять температуру? (Градусник.)
  •  
    измерять атмосферное давление, погоду? (Барометр.)
    наблюдать за микробами? (Микроскоп.)
    7. Назови одним словом
    Цель. Активизировать в словаре обобщающие слова.
    Ход игры. Назовите, одним словом.
    Суп, каша, гуляш, кисель. (Еда.)
    Курица, гусь, индейка, утка. (Птица домашняя.)
    Австрия, Германия, Индия, Россия. (Страны.)
    Лошадь, корова, овца, свинья. (Домашние животные.)
    Волк, лиса, медведь, заяц. (Дикие животные.)
    Капуста, картофель, лук, свекла. (Овощи.)
    Пальто, куртка, шарф, костюм. (Одежда.)
    Туфли, сапоги, кроссовки, босоножки. (Обувь.)
    Шапка, кепка, тюбетейка, берет. (Головные уборы.)
    Липа, берёза, ель, сосна. (Деревья.)
    Запад, восток, север, юг. (Стороны горизонта, света.)
    Зелёный, синий, желтый, красный. (Цвета.)
    Шар, куб, ромб, квадрат. (Геометрические фигуры.)
    Телевизор, утюг, пылесос, холодильник. (Электроприборы.)
    Пароход, трамвай, автобус, самолёт. (Транспорт.)
    Саша, Миша, Серёжа, Денис. (Имена мальчиков.) и т.д.

    8. Игра «Что с чем?»
    Цель: обучение правильному использованию существительных в речи. Развитие фразового языка.
    Оборудование: различные предметы, необходимые в быту. (ключ, тарелка, молоток и т. п.)
    Ход игры: ребенку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают замок, чем забивают гвозди и т.д.
    Образец речи детей: Суп едят из тарелки. Замок открывают ключом.
    9. Игра «Как называется место…?»
    Цели: развивать умение детей подбирать существительное по описанию предмета, без опоры на изображение.
    Ход игры. Дети отвечают на вопрос предложениями: Как называется место…
    - Где читают или обменивают книги?
    -Где смотрят спектакли?
    -Где живет скворец?
    - Где зимой спит медведь?
    -Где работает повар?
    10. Игра «Назови лишнее слово»
    Цели: обогащение словаря обобщающих слов, развитие зрительного и слухового внимания и памяти, упражнять детей в классификации предметов по картинкам.
    Ход игры: Взрослый называет ряд слов и предлагает ребенку определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.
    Кукла, песок, ведро, юла, мяч.
    Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.
    Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.
    Бутылка, банка, сковорода, кувшин, стакан.