Современный музей

Санкт-Петербург — город музеев. Часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что большинство воспитанников детского сада очень редко посещают музеи или никогда не бывали там.  В рамках проекта  современный музей  мы старались это исправить.
 

                      

Цель мини-музея– в уютной и доверительной атмосфере мини-музеев заинтересовать дошкольников и их родителей историей семей, детского сада и родного города, воспитывать нравственно-патриотические чувства и любовь к окружающему пространству через музейно-образовательные технологию «Музейная азбука».

Задачи мини-музея:

-сохранять память об истории семей, связи поколений через историю игрушек;

-познакомить с историей детского сада;

-сохранять память об истории города;

-обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;

-формирование у дошкольников представлений о музее, приобщение к музейной культуре;

-обогащение познавательного и коррекционного процесса новыми формами;

-развитие зрительного восприятия, познавательных интересов, мышления, мелкой моторики, творческих способностей детей, активизация речевой деятельности;

-формирование проектно - исследовательских умений и навыков;

-формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

-формирование активной жизненной позиции (умение ребенка использовать полученные знания и умения в повседневной жизни);

-приобщение детей и родителей к коллекционированию, к традициям детского сада, укрепление связей ДОУ с семьей.

 

            Контингент воспитанников мини-музея составляют дети старшего дошкольного возраста групп с ОВЗ (с нарушениями зрения и речи) и общеобразовательных.

      

            Кадровые ресурсы мини-музея составляют педагоги ГБДОУ: воспитатели групп, учитель-логопед, дефектолог.

 

В создание, пополнение и развитие предметно-пространственной среды вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, воспитанники и их родители.

  

 

Во-первых, детский сад находится в «заводском» районе, удаленном от центра, где размещено большинство музеев. Во-вторых, родители пробовали водить детей в музей, но решили, что их дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, т.к. дети с трудом выдерживают экскурсии из-за возрастных особенностей, особенностей развития и поведения. И, в-третьих, детям с нарушением зрения очень трудно воспринимать целостно крупные экспонаты и объекты большого города.

Как же помочь детям привить любовь к родному городу? Познакомиться с ним и его достопримечательностями? Полюбить походы в музей?

  

Мы решили создать для детей музейно-образовательную технологию «Музейная Азбука», в которой выстроили систему работы «от простого к сложному», согласно методике. Данная технология позволила педагогам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Мы постарались создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с семьей, детским садом, историей родного города, что является одной из основных задач воспитательного процесса.

Мы использовали возможность трансформации мини-музея по желанию участников образовательного процесса, а также использовали коррекционный потенциал музейной деятельности для преодоления особенностей поведения и развития детей.

 

Осуществление проекта предполагало сотрудничество с родителями воспитанников (создание героев, проведение консультаций, совместные мероприятия, прогулки по городу и т.д.). Родители активно включились в процесс создания музея, участвовали в мероприятиях.

   

Помощниками малышей в знакомстве с городом в мини-музее стали Домовенок Арсений и группа кукольных мультипликационных персонажей, которые были сделаны родителями на основе рисунков детей. Герои стали «проводниками» детей по городу: «собирали» ощущения и впечатления, учили внимательно вглядываться в окружающее, знакомили и знакомились с правилами городской жизни.

Цель мини-музея– в уютной и доверительной атмосфере мини-музеев заинтересовать дошкольников и их родителей историей семей, детского сада и родного города, воспитывать нравственно-патриотические чувства и любовь к окружающему пространству через музейно-образовательные технологию «Музейная азбука».

Задачи мини-музея:

-сохранять память об истории семей, связи поколений через историю игрушек;

-познакомить с историей детского сада;

-сохранять память об истории города;

-обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;

-формирование у дошкольников представлений о музее, приобщение к музейной культуре;

-обогащение познавательного и коррекционного процесса новыми формами;

-развитие зрительного восприятия, познавательных интересов, мышления, мелкой моторики, творческих способностей детей, активизация речевой деятельности;

-формирование проектно - исследовательских умений и навыков;

-формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

-формирование активной жизненной позиции (умение ребенка использовать полученные знания и умения в повседневной жизни);

-приобщение детей и родителей к коллекционированию, к традициям детского сада, укрепление связей ДОУ с семьей.

                                           

            Контингент воспитанников мини-музея составляют дети старшего дошкольного возраста групп с ОВЗ (с нарушениями зрения и речи) и общеобразовательных.

            Кадровые ресурсы мини-музея составляют педагоги ГБДОУ: воспитатели групп, учитель-логопед, дефектолог.

 

В создание, пополнение и развитие предметно-пространственной среды вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, воспитанники и их родители.

 

 

Условия реализации проекта:

 

- приоритетность регионального культурного наследия;

- интегративность знаний;

- удовлетворение потребностей в познании;

- диалогичность;

- развитие ребенка в деятельности;

- опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

 

Методы и приемы реализации проекта:

- наглядные;

- практические;

- исследовательские;

- игровые;

- словесные;

- опрос родителей, анкетирование;

- встречи с интересными людьми.

 

Построение нашей музейной предметно-пространственной среды опирается на принципы:

- наглядности;

- достоверности;

- вариативности;

- психологической комфортности и безопасности деятельности в музейном пространстве;

- координации обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи.

 

Мини-музеи расположены на двух площадках ГБДОУ: холл здания на одной площадке и отдельное помещение площадью 15 кв.м., которое располагается на втором этаже учреждения на другой. 

 

Дизайн мини-музеев соответствует музею игрушек, музею истории детского сада и музею петербургской тематики. Экспонаты располагаются в открытом доступе. Вся имеющаяся информация легко воспринимается посетителями различного возраста и любых социальных групп.

 

В мини-музеях располагается оборудование для проведения экскурсии и занятий:

  • магнитно-маркерный стенд;
  • информационный стенд;
  • телевизор;
  • столы для игр;
  • стулья по количеству детей;
  • магнитола;
  • шкаф;
  • выставочные витрины;
  • тумбы для демонстрации экспонатов.

 

Выставочное пространство содержит:

 

  • игрушки разных эпох;
  • фотографии детей, помещений и исторических событий ГБДОУ №25 с момента возникновения детского сада до сегодняшнего дня;
  • раскраски, обводки;
  • иллюстративный материал;
  • макет Исаакиевского собора;
  • детская художественная литература;
  • познавательная литература по городу;
  • видеоматериалы;
  • сувенирная лавка;
  • барышни Петербурга в костюмах;
  • Блокадный Ленинград (литература, альбом «Чтобы помнили...», форма, гильзы большие и маленькие, фляга);
  • мини-город;
  • выставочное пространство;
  • на игры (вкладыши, лото, мемо, разрезные картинки, деревянные конструкторы, обводки, найди тень, и др.);
  • аудиотека.
  •  

В мини-музее используются следующие виды и формы активности:

 

  • Организация выставок (экспонаты и предметы выставки, созданные руками детей, воспитателей и родителей).
  • Создание совместных проектов (детских, семейных, межгрупповых, общесадовских). Один из которых, общесадовский проект - создание мультфильмов в мультипликационной студии “Под зонтом”.
  • Организация праздников.
  • Работа с родителями (творческие клубы, семинары, встречи).
  • Игротека для детей, педагогов и родителей.
  • Организация совместной художественной деятельности.
  • Авторские художественные выставки групп детского сада.
  • Мини-беседы с детьми.
  • Экскурсии для детей и родителей.
  • Самостоятельное рассматривание экспонатов.
  • Мастер-класс по изготовлению экспонатов.
  • Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.
  • Творческие игры.
  • Образовательные путешествия.
  • Чтение художественной литературы.
  • Исследовательская деятельность, экспериментирование.
  • Музицирование, прослушивание аудио- материалов, просмотр презентаций и мультфильмов.

                    

1.      Методы работы с детьми в музейной предметно-пространственной среде:

 

  • проектирование,
  • ролевые игры,
  • креативная деятельность,
  • поисковая стратегия,
  • театрализация,
  • ситуация «погружения»,
  • путешествие.

 

2.      Механизм организации работы мини-музея (задействованные педагогические кадры, система совместных действий, порядок привлечения родительской общественности) по технологии «Музейная азбука».

 

            Руководство работой музея осуществляется воспитателем-ответственным организатором, который принимает, учитывает, обеспечивает сохранность экспонатов.

В планировании и организации мероприятий с детьми, педагогами и родителями воспитанников участвуют педагоги ГБДОУ (воспитатели, учитель-логопед, дефектолог).

            Пополнение и развитие музейно-образовательного пространства вовлечены педагоги, воспитанники и их родители.

            Экспонаты коллекции находятся в свободном доступе детей и используются ими для игры и продуктивной деятельности.