Современный музей
Санкт-Петербург — город музеев. Часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что большинство воспитанников детского сада очень редко посещают музеи или никогда не бывали там. В рамках проекта современный музей мы старались это исправить.
Цель мини-музея– в уютной и доверительной атмосфере мини-музеев заинтересовать дошкольников и их родителей историей семей, детского сада и родного города, воспитывать нравственно-патриотические чувства и любовь к окружающему пространству через музейно-образовательные технологию «Музейная азбука».
Задачи мини-музея:
-сохранять память об истории семей, связи поколений через историю игрушек;
-познакомить с историей детского сада;
-сохранять память об истории города;
-обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;
-формирование у дошкольников представлений о музее, приобщение к музейной культуре;
-обогащение познавательного и коррекционного процесса новыми формами;
-развитие зрительного восприятия, познавательных интересов, мышления, мелкой моторики, творческих способностей детей, активизация речевой деятельности;
-формирование проектно - исследовательских умений и навыков;
-формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
-формирование активной жизненной позиции (умение ребенка использовать полученные знания и умения в повседневной жизни);
-приобщение детей и родителей к коллекционированию, к традициям детского сада, укрепление связей ДОУ с семьей.
Контингент воспитанников мини-музея составляют дети старшего дошкольного возраста групп с ОВЗ (с нарушениями зрения и речи) и общеобразовательных.
Кадровые ресурсы мини-музея составляют педагоги ГБДОУ: воспитатели групп, учитель-логопед, дефектолог.
В создание, пополнение и развитие предметно-пространственной среды вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, воспитанники и их родители.
Во-первых, детский сад находится в «заводском» районе, удаленном от центра, где размещено большинство музеев. Во-вторых, родители пробовали водить детей в музей, но решили, что их дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, т.к. дети с трудом выдерживают экскурсии из-за возрастных особенностей, особенностей развития и поведения. И, в-третьих, детям с нарушением зрения очень трудно воспринимать целостно крупные экспонаты и объекты большого города.
Как же помочь детям привить любовь к родному городу? Познакомиться с ним и его достопримечательностями? Полюбить походы в музей?
Мы решили создать для детей музейно-образовательную технологию «Музейная Азбука», в которой выстроили систему работы «от простого к сложному», согласно методике. Данная технология позволила педагогам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Мы постарались создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с семьей, детским садом, историей родного города, что является одной из основных задач воспитательного процесса.
Мы использовали возможность трансформации мини-музея по желанию участников образовательного процесса, а также использовали коррекционный потенциал музейной деятельности для преодоления особенностей поведения и развития детей.
Осуществление проекта предполагало сотрудничество с родителями воспитанников (создание героев, проведение консультаций, совместные мероприятия, прогулки по городу и т.д.). Родители активно включились в процесс создания музея, участвовали в мероприятиях.
Помощниками малышей в знакомстве с городом в мини-музее стали Домовенок Арсений и группа кукольных мультипликационных персонажей, которые были сделаны родителями на основе рисунков детей. Герои стали «проводниками» детей по городу: «собирали» ощущения и впечатления, учили внимательно вглядываться в окружающее, знакомили и знакомились с правилами городской жизни.
Цель мини-музея– в уютной и доверительной атмосфере мини-музеев заинтересовать дошкольников и их родителей историей семей, детского сада и родного города, воспитывать нравственно-патриотические чувства и любовь к окружающему пространству через музейно-образовательные технологию «Музейная азбука».
Задачи мини-музея:
-сохранять память об истории семей, связи поколений через историю игрушек;
-познакомить с историей детского сада;
-сохранять память об истории города;
-обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;
-формирование у дошкольников представлений о музее, приобщение к музейной культуре;
-обогащение познавательного и коррекционного процесса новыми формами;
-развитие зрительного восприятия, познавательных интересов, мышления, мелкой моторики, творческих способностей детей, активизация речевой деятельности;
-формирование проектно - исследовательских умений и навыков;
-формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
-формирование активной жизненной позиции (умение ребенка использовать полученные знания и умения в повседневной жизни);
-приобщение детей и родителей к коллекционированию, к традициям детского сада, укрепление связей ДОУ с семьей.
Контингент воспитанников мини-музея составляют дети старшего дошкольного возраста групп с ОВЗ (с нарушениями зрения и речи) и общеобразовательных.
Кадровые ресурсы мини-музея составляют педагоги ГБДОУ: воспитатели групп, учитель-логопед, дефектолог.
В создание, пополнение и развитие предметно-пространственной среды вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, воспитанники и их родители.
Условия реализации проекта:
- приоритетность регионального культурного наследия;
- интегративность знаний;
- удовлетворение потребностей в познании;
- диалогичность;
- развитие ребенка в деятельности;
- опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.
Методы и приемы реализации проекта:
- наглядные;
- практические;
- исследовательские;
- игровые;
- словесные;
- опрос родителей, анкетирование;
- встречи с интересными людьми.
Построение нашей музейной предметно-пространственной среды опирается на принципы:
- наглядности;
- достоверности;
- вариативности;
- психологической комфортности и безопасности деятельности в музейном пространстве;
- координации обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи.
Мини-музеи расположены на двух площадках ГБДОУ: холл здания на одной площадке и отдельное помещение площадью 15 кв.м., которое располагается на втором этаже учреждения на другой.
Дизайн мини-музеев соответствует музею игрушек, музею истории детского сада и музею петербургской тематики. Экспонаты располагаются в открытом доступе. Вся имеющаяся информация легко воспринимается посетителями различного возраста и любых социальных групп.
В мини-музеях располагается оборудование для проведения экскурсии и занятий:
- магнитно-маркерный стенд;
- информационный стенд;
- телевизор;
- столы для игр;
- стулья по количеству детей;
- магнитола;
- шкаф;
- выставочные витрины;
- тумбы для демонстрации экспонатов.
Выставочное пространство содержит:
- игрушки разных эпох;
- фотографии детей, помещений и исторических событий ГБДОУ №25 с момента возникновения детского сада до сегодняшнего дня;
- раскраски, обводки;
- иллюстративный материал;
- макет Исаакиевского собора;
- детская художественная литература;
- познавательная литература по городу;
- видеоматериалы;
- сувенирная лавка;
- барышни Петербурга в костюмах;
- Блокадный Ленинград (литература, альбом «Чтобы помнили...», форма, гильзы большие и маленькие, фляга);
- мини-город;
- выставочное пространство;
- на игры (вкладыши, лото, мемо, разрезные картинки, деревянные конструкторы, обводки, найди тень, и др.);
- аудиотека.
В мини-музее используются следующие виды и формы активности:
- Организация выставок (экспонаты и предметы выставки, созданные руками детей, воспитателей и родителей).
- Создание совместных проектов (детских, семейных, межгрупповых, общесадовских). Один из которых, общесадовский проект - создание мультфильмов в мультипликационной студии “Под зонтом”.
- Организация праздников.
- Работа с родителями (творческие клубы, семинары, встречи).
- Игротека для детей, педагогов и родителей.
- Организация совместной художественной деятельности.
- Авторские художественные выставки групп детского сада.
- Мини-беседы с детьми.
- Экскурсии для детей и родителей.
- Самостоятельное рассматривание экспонатов.
- Мастер-класс по изготовлению экспонатов.
- Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.
- Творческие игры.
- Образовательные путешествия.
- Чтение художественной литературы.
- Исследовательская деятельность, экспериментирование.
- Музицирование, прослушивание аудио- материалов, просмотр презентаций и мультфильмов.
1. Методы работы с детьми в музейной предметно-пространственной среде:
- проектирование,
- ролевые игры,
- креативная деятельность,
- поисковая стратегия,
- театрализация,
- ситуация «погружения»,
- путешествие.
2. Механизм организации работы мини-музея (задействованные педагогические кадры, система совместных действий, порядок привлечения родительской общественности) по технологии «Музейная азбука».
Руководство работой музея осуществляется воспитателем-ответственным организатором, который принимает, учитывает, обеспечивает сохранность экспонатов.
В планировании и организации мероприятий с детьми, педагогами и родителями воспитанников участвуют педагоги ГБДОУ (воспитатели, учитель-логопед, дефектолог).
Пополнение и развитие музейно-образовательного пространства вовлечены педагоги, воспитанники и их родители.
Экспонаты коллекции находятся в свободном доступе детей и используются ими для игры и продуктивной деятельности.