Выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки за период отдыха могут, как укрепиться, так и «потеряться».
Вот некоторые рекомендации по занятиям дома:
• Звуки поставленные и введенные в речь должны контролироваться родителем, иначе их можно легко утратить и придется начинать все сначала.
• Для закрепления звуков в речи проговариваем речевой материал каждый день.
• Чтение вместе с ребенком может стать полезной и приятной привычкой для ребенка и родителя. Просите ребенка не только слушать рассказы, но и пересказывать их. Анализируйте поступки героев, интересуйтесь, что ваш ребенок думает о персонажах, как бы он поступил на их месте, понравился ли ему конец произведения. Это поможет не только узнать вам больше о своем чаде, но и развивать связную речь и обогащать словарный запас.
.
Также для полезных занятий можно найти интересные задания в интернете, например:
*Поиск предмета на картинке
*Лабиринты (развитие внимания и мышления)
*Развитие звукового анализа слов и восприятия
*Дорисовывание
*Поиск отличий на рисунках
*Решение детских кроссвордов
*картинки по пунктиру или по цифрам (развитие внимания и мышления)
*Вместе вспомните, сколько месяцев в году, сколько времен года, поиграйте в игру «Что сначала, а что потом?»;
*Составьте рассказ (из личного опыта) "Как я украшал новогоднюю ёлку", «Как я встретил Новый год», «Почему я люблю зиму» и т. д.
«Скажи наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов.
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …
Игра «Хлопни на один раз больше, чем я»
Главный плюс данной игры в том, что она не требует дополнительной подготовки, и родители могу т играть в эту игру дома, в гостях, во время пробки в машине и т. д.
Цель игры: автоматизация поставленного звука (на любом из этапов, развитие слухового внимания.
Правила: взрослый должен несколько раз хлопнуть в ладоши, задача ребенка произнести нужный звук, слог или слово на один раз больше услышанных хлопков.
«Опиши»
Данная игра также как и предыдущая проста и не требует дополнительной подготовки, что является неоспоримым ее преимуществом.
Цель: обогащение словаря прилагательных, формирование умения составлять описательный рассказ.Задача ребенка как можно подробнее рассказать маме об одной из картинок словами, отвечающими на вопрос: какой, какая? или какие?. Задача родителя отгадать нужное слово.
Дома можно играть в эту игру без использования картинок, ребенок просто описывает предмет, родитель отгадывает слово.
Например: Ребенок: - «Она синяя, она большая, она глубокая, она фарфоровая». Родитель: - «Тарелка» и т. д.
Можно описывать не только определенный предмет, но и блюдо, которое ребенок хотел бы сегодня на обед или ужин. («Она мясная, она маленькая, она овальная, она горячая» - «Котлета»).
Игра на ориентировку в пространстве, закрепление понимания предлогов.
Еще одна простая игра, не требующая специального оборудования, в которую легко и весело могут поиграть родители вместе со своими детьми.
Цель: развитие ориентировки в пространстве, закрепление понимания предлогов, автоматизация поставленного звука (на любом этапе)
Правила игры: по инструкции взрослого ребенок должен прикоснуться к тому, что находится под ним, над ним, перед ним, за ним, к тому, что находится между двумя (любыми) предметами, к тому, что находится за каким либо предметом, около предмета и т. д. Важно отметить, что задача ребенка не только правильно определить местонахождение предмета, но и в момент касания произнести заданный взрослым звук, слог или слово.