Работа логопеда в сентябре.

В сентябре проводится логопедическая диагностика детей детского сада.

Обследование состояния речи ребенка проходит по следующим направлениям:
• произносительная сторона
• фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
• словарь
• грамматический строй речи
• связная речь
• артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
• мелкая моторика рук
После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
Некоторые примерные виды заданий логопедического обследования:
При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:
• на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов
• умение ориентироваться в пространстве; во времени.
• состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
• знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
• умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)


При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:
• понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
• какими речевыми средствами пользуется он в общении;
• подражает ли речи взрослого;
• как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
• использует ли мимику, жесты.
Обследование словаря
o покажи и назови предметы;
o покажи и назови части тела;
o покажи и назови части предметов;
o покажи и назови животных.
o покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
o покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
• Классификация предметов:
o назови предметы одним словом
o узнай предметы по характерным признакам


Обследование грамматического строя речи
• Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши);
• единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
• настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил;);
• формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом);
• нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
• предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
Обследование связной речи
• Как тебя зовут?
• Сколько тебе лет?
• Как зовут твою маму?
• Как зовут твоего папу?
• Знаешь ли ты профессии своих родителей?
• Есть ли у тебя брат, сестра?
• Кто старше (младше)?
• Кто еще с тобой живет?
• Есть ли у тебя домашнее животное?
• Какая твоя любимая игрушка?
• С кем ты подружился в детском саду?
Составление предложений по картинкам.
Составление предложений по опорным словам.
Составление рассказа по сюжетной картинке, или серии картинок.
Составление рассказа по описанию игрушки.