Развиваем фонематический слух у детей, играем вместе!

  • К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
    Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их.

  • Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

    Играем со звуками, которые ребёнок произносит верно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!


    1. ► Выдели слово.
    Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

    2. ►Какой звук есть во всех словах?
    Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: кот, мак, кукла, конь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

    3. ►Подумай, не торопись.
    Предложите детям несколько заданий на сообразительность :

    - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова бак.
    - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова СЫР. (ВОРОБЕЙ, ГРАЧ..)
    - Подбери слово, чтобы первый звук был бы <К>, а последний - <А>.

    - Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "П", в середине слова звук "Т" и т.д.

    Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

    4. ►Шутки - минутки.
    Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
    Примеры:
    Хвост с узорами,
    сапоги со шторами.

    Тили-бом! Тили-бом!
    Загорелся кошкин ТОМ.

    За окошком зимний сад,
    Там листочки в БОЧКАХ спят.

    Мальчишек радостный народ
    Коньками звучно режет МЕД.

    КОТ плывет по океану,
    КИТ из блюдца ест сметану.

    Куклу выронив из рук,
    Маша мчится к маме:
    Там ползёт зелёный ЛУК
    С длинными усами.

    Божья КОРОБКА,
    полети на небо,
    Принеси мне хлеба.

    5. ►Звуки по кругу.

    (развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).

    Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.

    В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков).
    На коробках наклеены буквы: "Н"- начало слова, "С" - середина слова, "К" - конец слова.

    Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
    Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

    6.►Начало, середина, конец.

    (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).
    Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков

    (например,"М" - и тогда в коробке лежат ЗАМОК, ГНОМ, МАРКА и т.д.). Коробка разделена на три части ("Н" -начало слова, "С" - середина, "К" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

    Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "М": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки.