Рекомендации родителям по теме: «Рыбы и морские обитатели»

- Расскажите ребенку о жителях подводного мира (моря, реки, океан, озера).


- Обратите внимание на особенности проживания, питания, строения этих животных.
- Ответьте на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут
дышать в воде?
- Рассмотрите с ребенком иллюстрации подводных жителей.
Расскажите ребёнку о рыбах:
Рыбы – это водные жители, тело которых покрыто чешуёй. Тело рыбы
состоит из головы, туловища, хвоста и плавников. При помощи плавников
рыбы поворачиваются в воде и меняют направление. Рулём для них служит
хвост. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба
умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над
собой, и сзади, и под собой. Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают
жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них
воду, «забирая» из воды кислород.
Возраст рыбы можно определить по размеру ее чешуи. Рыба не добавляет
новую чешую, пока она растет, но она увеличивается в размерах. Таким образом,
чешуя показывает возраст рыбы.
Все рыбы, живущие на нашей земле, делятся на две группы:
морские и пресноводные. Морские– это рыбы, которые могут жить только в солёной
воде, пресноводные – это рыбы, живущие в озере, в пруду, в реке, и в аквариуме.
Медуза
–плавает вблизи поверхности моря, медленно качаясь вместе с
движением воды. Свои жалящие щупальца медуза использует для ловли мелких
рыбок и других животных. Если человек коснётся такого щупальца, он может
получить сильный ожог. Но не все медузы такие ядовитые, есть очень красивые, их
можно брать в руки.
Акула
– очень опасный хищник, нападающий на самых слабых, неповоротливых
или просто невезучих животных. Иногда ей на обед попадают и люди. Без зубов
акула никогда не останется потому, что на месте выпавшего зуба снова вырастает
новый, ещё более острый зуб.
Ёж-рыба
заглатывает большое количество воды, когда считает, что
находится в опасности. Её тело становится круглым, как мяч, а покрывающие тело
колючки торчат во все стороны. Такой добычей подавится любой хищник.
Морской конёк
– самая медленная в мире рыба. Это единственный вид
рыб, плавающий в вертикальном положении тела.
Рыба-меч
– самая быстрая в мире, она может плавать с умопомрачительной скоростью 130 километров в час.
Лосось
после путешествия через океан, может отыскать реку, где он родился.
Лосось также приспособлен к жизни в различных водных средах, в том числе реках,
озёрах и в открытом море.
Дидактическая игра: «Большой-маленький»
Карась – … карасик.
(Дельфин, щука, лягушка, креветка, рак, ерш, сом).
Дидактическая игра: «Чей, чья, чьё, чьи?»
* У рыбы голова чья? – … рыбья.
* Брюшко чьё? – … рыбье.
* Жабры чьи? – … рыбьи.
* Хвост чей? – … рыбий.
* У щуки туловище чьё? – … щучье.
* Плавник чей? – … щучий.
* Икринки чьи? – … щучьи.
* Чешуя чья? – … щучья.
(Акула, лягушка, дельфин, кит и т. д.)
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Пять маленьких рыбок
Играли в реке, Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое
Бревно на песке,
Руки прижаты друг к другу.
Переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала:
"Нырять здесь легко!" Ладони сомкнуты и чуть округлены.
Выполняем ими "ныряющее" движение.
Вторая сказала:
"Ведь здесь глубоко. " Качаем сомкнутыми ладонями - отрицательный жест.
А третья сказала:
"Мне хочется спать!" Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук –
рыбка спит.
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. Быстро качаем ладонями – «дрожь».
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
Запястья соединены.
Ладони раскрываются и соединяются – «рот».
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!" Быстрые волнообразные движения
сомкнутыми ладонями – уплывают.