О значении пальчиковых игр в развитии ребенка

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В. А. Сухомлинский.


О пользе пальчиковых игр написана уже не одна статья, всем известно, что пальчиковая гимнастика благоприятно влияет на развитие ребенка. Пальчиковые игры - это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение, она положительно влияет на всестороннее развитие ребенка. Существует вопрос, кода же уже можно заниматься с ребенком этими играми. Ответ очевиден, с рождения.

С самого рождения ребенок начинает стремительно расти и развиваться. Любящие родители стараются помочь крохе освоить основные умения и навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Для этого существует множество развивающих игр и методик. Одним из этих способов и является пальчиковая гимнастика. В чем ее преимущество? Для того чтобы играть с малышом нужны только наши руки, нет необходимости приобретать дополнительное оборудование, в любом месте в любое время наши руки готовы к «игре». Малыши до года еще не могут повторять движения за взрослым, поэтому в этом возрасте наиболее актуален массаж рук и каждого пальчика в отдельности. Движения желательно сопровождать короткими стихами и потешками, например, «Этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик сильненький, этот пальчик-толстячок, ну а вместе-кулачок».
Пальчиковые игры известны человеку уже много лет. О пользе пальчиковых игр знали наши бабушки и прабабушки, играя с нами в «ладушки». Они задолго до научного подтверждения того, что речь малыша зависит от развития мелкой моторики, заметили, что поглаживание и массаж пальцев приносят ребенку большую пользу. Очень хотелось бы, чтобы связь поколений продолжалась, и мы бы передавали опыт из поколения в поколение. Чтобы наши дети став родителями играли со своими детьми в пальчиковые игры.


Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком


Для того, чтобы заинтересовать ребенка, необходимо чтобы игра приносила удовольствие всем участникам игры, прежде всего надо научиться получать радость от данного вида общения с малышом. Если вы устали, раздражены, то игра не принесет никакой пользы. Если ребенок не настроен на игру, хочет спать или увлечен чем-то другим не надо его заставлять, найдите другое время для игры, помните, что игра должна приносить удовлетворение.
Перед началом игры, прежде всего надо удобно сесть, можно на коленях лицом к себе или от себя. Взять ручки малыша в свои и немного помассировать их, разогреть в своих ладонях. Первое время помогайте ребенку совершать действия ручек под текст потешки, текст должен быть понятным, не длинным. Со временем кроха сам буде выполнять движения. Постарайтесь выбирать для игр одно, и тоже время, чтобы это вошло в добрую и хорошую привычку. Играя с ребенком, демонстрируйте собственную увлеченность игрой. Не играйте с малышом больше пяти минут подряд, не старайтесь выучить как можно больше пальчиковых игр, лучше меньше, лучше. Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно. При неоднократном повторении игры дети нередко начинают частично произносить текст, особенно начало или конец фраз. Случается, что ребенок просит многократного повторения уже хорошо знакомой ему потешки, уступите ему, детям свойственно такое поведение. Любые развивающие игры, и пальчиковые, в том числе будут эффективны только при регулярных занятиях. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а так же отличаются хорошей памятью и вниманием.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
Развитие речи. Пальчиковая гимнастика создаёт не только благоприятный фон и развивает умение подражать взрослому, но и учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка.
Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительная и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подача материала имеет соответствующий ритм, который помогает координировать речь и движения. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Первое время ребёнок повторяет только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм. Позже ребёнок будет сам стремиться озвучить свои действия.
Память. Играя, пальчиками, ребёнок развивает память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Малыш легче и разучивает и запоминает потешку, стихотворение, сказку уже после нескольких прочтений. Текст, подкреплённый действием, запоминается очень быстро и надолго, в несколько раз быстрее, чем при обычном прочтении. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.
Подготовка руки к письму. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Сильные, умелые, ловкие пальчики малыша – это залог его будущих успехов в письме. рисовании, рукоделии, конструировании т.д.
Внимание. Важнейшим способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Но подражание не у всех детей развито одинаково. Это зависит от умения удерживать внимание. Пальчиковая гимнастика - это хороший способ развить внимание, научить концентрировать и правильно распределять его.
Воображение. Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Иногда нет нужды изображать на пальцах глазки и носики, их дорисует воображение ребёнка. Невероятная фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
Артистизм. Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а они, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети прошедшие «школу пальчиковой игры», легче овладевают динамикой жестов, более раскованы и коммуникабельны.
Первые математические понятия. Пальчиковая гимнастика - это замечательный материал для формирования элементарных математических представлений , начиная от счёта и заканчивая такими категориями: вправо- влево, выше – ниже, дальше - ближе, длиннее-короче, больше – меньше, день - ночь и т.д. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому они наглядны и доступны малышу.