«Играем пальчиками и развиваем речь»

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Например, чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Многие родители видят в пальчиковых играх развлекательное, а не развивающее, оздоравливающе воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
Практика работы с детьми показывает, что чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики (с 3-4- месячного возраста), тем раньше формируется речь.
В условиях детского сада мы много внимания уделяем тонким движениям руки.
Начинать пальчиковую игру следует с простых упражнений, доступных, весёлых, чтобы заинтересовать ребенка. Тот, кто не может самостоятельно выполнить движения, выполняет их с помощью взрослого. На первых занятиях все упражнения выполняются медленно, с правильной постановкой руки, точностью переключения с одной позы на другую, дифференцированностью движений пальцев, их синхронностью или последовательностью.
При затруднениях можно помогать ребёнку, позволять поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом важно не забывать про похвалу, чтобы мотивировать ребенка.
По мере усвоения того или иного упражнения темп выполнения постепенно убыстряется.
Примеры упражнений
4 вида пальчиковых упражнений
Все игры с пальчиками можно разделить на несколько видов, в зависимости от возраста.
1. Упражнения для кистей рук
Помогают научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.
Игра «Кто что делает?».
Взрослый имитирует руками движения: «рубим дрова», «птица клюет зерно», «месим тесто», «стираем бельё», «гладим кошку», «моем руки», «стираем белье», «бабочка летит». Дети угадывают, называют действие, повторяют движения.
«Каток»
Прокатывание вперед-назад по поверхности стола трубки для коктейля сначала каждым пальцем поочередно, затем двумя, тремя пальцами одновременно, стараться не сминать трубочку.
«Солнце»
Солнце утром рано встало, Ладошки скрестить,
Всех детишек приласкало. пальцы широко раздвинуть
2. Статические игры
Помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.

3. Динамические упражнения
Учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.
«Посчитаем»
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать – Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Крепкие, дружные,
Все такие нужные… Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

«По кругу»
Покажи уменье другу, Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.
Покружись-ка ты по кругу!

«Здравствуй пальчик, старший брат»
По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.
Барсик сунул к мышкам нос.
«Мышки, есть один вопрос:
Может, знает кто из вас,
Скоро ль будет тихий час?» На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад.
После двустишия – смена руки.

4. Массаж
Развивает сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям. Массаж можно делать уже с рождения.
Заключение.
Пальчиковые игры необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.