«Простые и полезные игры с детьми»
В современном мире очень сложно выделить время для долгих совместных игр с ребенком. Однако существует множество игр, не требующих от родителя специальных временных и денежных затрат (вы можете играть, даже готовя ужин).
Рассмотрим те игры, которые направлены на речевое развитие ребенка. Важно помнить, что развитие речи – это не только формирование правильного звукопроизношения, но и умения различать речевые звуки; грамматического строя речи (чтобы не было ошибок по типу: «красивая» лицо, много «дерев»), постоянное обогащение словарного запаса; развитие связной речи.
Варианты устных игр без специального оборудования:
«Кто больше назовет слов». Кто больше назовет слов, вынутых, например, из борща (свёкла, морковь, картофель, лук …), из кухонного шкафа (кастрюля, дуршлаг, сковорода…).
«Варенье из…». Приготовим из яблок варенье. Как оно будет называться? (яблочный). Из груш, из слив, клубники, лимона, апельсина, малины?
«Один и много».
Взрослый называет один предмет – а ребенок много. Например: чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы; стул – стулья.
«Назови ласково»
Взрослый называет предмет, а ребенок называет его ласково (кастрюля – кастрюлька, ложка – ложечка, тарелка- тарелочка, блюдце – блюдечко)
«Кто больше знает».
Игра-соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет. Например, «Стакан. Кто больше придумает, как и для чего его можно использовать?». Возможные ответы: пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши… . «Слова».
Это популярная и полезная игра. Все называют слова по-очереди. Надо назвать слово на букву, на которую закончилось слово второго игрока. Это аналог игры “в города». Потом игру можно усложнять, называть только животных, или только еду и т.п.
«Скажи наоборот».
Взрослый называет слово, а ребёнок отвечает словом, противоположным по смыслу –антоним (большой – маленький, высоко – низко, добро-зло, темно-светло, мягкий-твердый и т.п.).
«Скажи по-другому».
Вспомни и назови слова, похожие по смыслу на то слово, которое названо. Взрослый предлагает, например, слово «большой». Ребенок называет слова-синонимы: огромный, крупный, громадный, гигантский («красивый» - пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный; «мокрый» - сырой, влажный и т.д.). «А это, каким бывает?»
По очереди подбираются определения к слову, кто больше не сможет придумать – проиграл (например, кошка бывает пушистая, голодная, спящая и т.п.).
«А что бывает?»
Игра, обратная предыдущей. Называем, что может иметь данное определение (например, красивым может быть цветок, девушка, рисунок и т.д.)
«Что можно сделать?» – по очереди называем предметы (из дерева – стол, стул, полка и т.д..). Кто больше не может ничего назвать – проиграл.
«Из чего сделан этот предмет?» – обратная предыдущей игра. Взрослый называет вещь, а ребенок говорит, из чего она сделана (стол – из дерева, дом – из камня, книга – из бумаги и т.п.)
Игры по дороге из детского сада (в детский сад)
«Четвёртый лишний». Назовите три слова из одной категории и одно из другой. Задача ребенка определить лишнее слово и объяснить почему он так считает.
«Кто самый внимательный?». «Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. А вот кошка – она пушистая». Можете называть слова по очереди.
«Желтый, красный, голубой». Попросите ребенка называть предметы определенного цвета. Например, только красные предметы, которые вас окружают. Когда ребенок будет называть и показывать вам их, переходите к изучению других цветов. Так же можно отработать восприятие размера.
«Речевые пазлы». Задача ребёнка отгадать предмет по отдельным частям: стены, окно, крыша – это дом; толстый ствол, ветки, листья, корни – это дерево.
«Перепутаница». Жили-были слова. Они веселились, играли, танцевали и не заметили, что в них что-то перепуталось. Помоги словам вернуть свой прежний вид: кашок (кошка), даво (вода), ватра (трава).
Игры в свободную минутку
«Чудесный мешочек». Для игры необходимы: полотняный мешочек и небольшие игрушки. В начале игры ребенок правильно называет каждый предмет. Затем все игрушки складываются в мешочек и перемешиваются. Ребенку предлагается на ощупь угадать игрушку; назвать ее (Зайчик); составить с этим словом словосочетание (Зайчик (какой?) белый, пушистый...) или предложение (Длинноухий зайчик прыгает на лесной полянке).
«Лягушка». Выделение звука из ряда других звуков. Например, звук [А].
Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь [А],
На другие звуки опускаешь низко руки.
Взрослый называет звуки (а, у, а, и, э…), а ребенок подпрыгивает, когда услышит заданный звук.
Точно так же игра проводится и на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.
«Назови три предмета»
«Я назову одно слово, например, мебель, а ты назовёшь три слова, которые можно назвать этим одним словом «мебель» (стол, стул, кровать). В другом варианте игры взрослый называет: «Малина, клубника, смородина», а ребенок отвечает: «Ягоды».
Примеры обобщающих слов: фрукты, овощи, грибы, транспортные средства, цветы, ягоды, деревья, головные уборы, одежда, обувь, электроприборы и т.д.