Связная речь.

Связная речь –главное достижение в речевом развитии будущих первоклассников.


Среди некоторых родителей бытует мнение, что если ребенок знает названия букв и немного их пишет и читает, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что помимо этих знаний есть важное, что подчас упускают взрослые в подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо овладеть достаточным уровнем развития связной речи.


Связная речь-это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения.
Дети седьмого года жизни способны самостоятельно описывать игрушки, предметы, раскрывать содержание картинок, пересказывать содержание небольших художественных произведений и просмотренных фильмов. Они сами могут придумывать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Будущие первоклассники способны передать содержание картинки по памяти; рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.
Речь считается связной, если для нее характерны:
- содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится) ;
- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих по данному содержанию) ;
- логичность (последовательное изложение мыслей);
- ясность (понятность для окружающих);
- правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Без помощи и руководства взрослого связная речь у дошкольников с нарушениями речи развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы ускорить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру, обучение. Помните, что для построения связного высказывания, осмысленного вопроса ребенку требуются новые речевые средства и формы, а усвоить он их может только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них.
Приемы для развития связной речи дошкольников
Существуют проверенные методы и приемы, стимулирующие развитие речи в дошкольном возрасте.
К ним относятся:
• пересказ
• рассказы с опорой на картинки
• сочинение сказок и историй
Обучение дошкольников пересказу
Пересказ – это самая простая речевая тренировка. Не нужно ничего придумывать, а только вспоминать, о чем говорится в тексте, и передавать своими словами.
Решать задачу, как научить ребенка пересказывать текст, удобно в такой последовательности:
• Прочитать интересную историю или сказку.
• Уточнить впечатления ребенка (понравилась или нет, какие герои или события заинтересовали).
• Обратить внимание на новые понятия, проговорить их вместе.
• Предложить дошкольнику рассказать эту сказку, историю (подавать в игровой форме, а не как задание пересказать);
• «Помнишь, как все начиналось?» — прочитать первые строки. Как правило, маленький слушатель скоро перебивает и начинает передавать содержание.
• Взрослый постоянно поддерживает рассказчика, побуждает продолжить подсказками: «Что было дальше?», «Куда они направились?», «А как в это время?..» и пр.
• Завершив пересказ, похвалить ребенка и обратить внимание на мораль, которая обязательно содержится в детских рассказах: хорошо ли поступил тот или иной герой.

Старшие дошкольники осиливают самостоятельные пересказы, если предварительно составить план, о чем будет повествоваться. Для рассказа по плану необходимо выделить несколько ключевых событий в общей сюжетной линии.
Развитие связной речи с опорой на картинки
Успешно тренируется навык связных высказываний с применением наглядного материала. Это могут быть единичные картинки, а также серия изображений, которые отражают развитие сюжета.
Ребенка просят рассказать:
• Что изображено на картинке.
• Какие события произошли раньше.
• Как дальше будет развиваться ситуация. 

Формирование связной речи с помощью сочинения историй

Сочинения развивают образность, логичность, выразительность высказываний. Под сочинением историй подразумеваются любые рассказы дошкольника.

Чем больше у ребенка словарный запас, тем легче ему выражать свои впечатления и фантазии. Готовый рассказ содержит ряд опорных моментов, на которые в пересказе ориентируются дошкольники, а в сочиняемых историях они свободно выстраивают все сюжетные повороты.
Навыки сочинения рассказов начинают формироваться, когда ребенка просят описать, что он видел на прогулке, в парке, на детской площадке. Дошкольники охотно рассказывают эпизоды из своей жизни – где они побывали, с кем и как проводили время.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит не только в специально организованных условиях, когда ребенка просят пересказать, описать, придумать. Ежедневно дети в общении, игре используют контекстную и объяснительную речь, пополняют запас слов, что повышает их речевой уровень.