Как научить ребенка различать звуки. Развитие фонематических процессов.

Как научить ребенка различать звуки. Развитие фонематических процессов.

Значительная часть детей не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематических процессов.

Термин «фонематический слух» включает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Термин «фонематическое восприятие» включает в себя 3 операции:

• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове.

Термин «фонемный анализ» включает в себя:

• выяснение порядка следования фонем в слове;
• установление различительной функции фонем;
• выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».
Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного овладения грамотой.
ВЫВОД: нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркну, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

Этапы развития фонематического восприятия
1. Развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Упражнения включают задания на распознание:

• звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
• звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
• действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.
Примерные игры с детьми для развития неречевого слуха:
 

«Что звучало?"

Цель: развитие слухового внимания. Демонстририровать звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

«Угадай чей голос?»

Цель: развитие слухового внимания. Родитель подходит к любому сидящему взрослому или ребенку в комнате и произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

  • Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу…). Ребёнок должен 
    определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
     
    Игра «В мире звуков»

  • Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Взрослый предлагает закрыть глаза и послушать, что происходит дома, на улице.
     Игра «Угадай, кто кричит»
    Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Взрослый включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
    Игра «Тихо — громко!»
    Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания. Оборудование: музыкальные инструменты. Взрослый играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, ребёнок бежит или быстро топает ногами. Услышав тихое звучание, идет шагом. Взрослый может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
    Игра «Прохлопай, как я»
    Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, барабан. Описание игры: взрослый просит ребёнка отстучать : /- /, / -//, //- //…
    2. Развитие речевого слуха.
    • Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
    • Различение слов, близких по звуковому составу
    • Дифференциация слогов
    • Дифференциация фонем
    Примерные игры с детьми для развития речевого слуха:
    Дифференциация голосов по тембру:
     
     
    Игра «Угадай, чей голос?»
    Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру. Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
    Игра «Большой, средний, маленький»
    Описание игры: Взрослый рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращенном варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».
    Развитие речевого внимания:
    Игра «Будь внимателен»
    Цель: развитие речевого внимания. Взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия взрослого и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.
     Игра «Слушай и выполняй»
    • Цель: развитие речевого внимания, памяти. Взрослый называет действия, которые должен выполнить ребёнок. (от 2 до 4-5 инструкций).
    Различение слов, близких по звуковому составу.
     Игра «Внимательные ушки»
    Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Взрослый произносит:
    вагон, флакон, загон, вагон, фагон…
     Игра «Какое слово лишнее?»
    Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных:
    КОМ – КОМ – КОТ – КОМ
    БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА
    ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ
    КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА
    Игра «Самое короткое/длинное слово»
    Взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое.
    СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ;
    ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА;
    ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА;
    МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА
    Дифференциация звуков, дифференциация слогов
     Игра «Назови по порядку слоги»
    Взрослый произносит слово, ребёнок говорит: какой слог 1-й, какой – 2-й.
    Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из
    2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…).
     Игра «Какой слог лишний?»
    Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными. Описание игры: Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребёнка, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, …)
    * Игра «А ну-ка, догадайся!»
    Какой одинаковый звук есть во всех словах? Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, 
    лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
    Развитие слухового внимания и памяти у дошкольников во многом определяет его дальнейшее обучение в школе, и чем раньше и своевременной начнётся работа по развитию фонематического слуха, тем больше вероятности того, что его учёба будет успешной.