Ура, наконец – то появился “правильный” звук! Как многим родителям знакома такая радость, когда ребенок научился произносить долгожданный звук!
Но тут же паника: « он теперь везде «Р» вставляет, или наоборот, сначала «РРРРРР», а потом все слово «РРлакета» или «ШШсапка». Это совершенно нормально и естественно, ребенок «ищет» нужную артикуляцию, развивается его фонематический слух. Это и в самом деле трудная работа – научиться звук произносить правильно, и не только произносить, но и вставлять его в слова и пользоваться нужным звуком в речи.
Период автоматизации звука является наиболее важным в коррекции звукопроизношения и случается, так, что этап автоматизации поставленных звуков растягивается на месяцы, а то и годы. Как вы думаете – в чем кроется причина таких проблем ?
Скорость введения звуков в речи зависит прежде всего:
От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков. Дизартрия-это логопедический термин и говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работы органов артикуляции. Т.Е. нервная клетка, которая обеспечивает движения данной мышцы еще не достаточно созрела, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии требует длительного периода, но результат будет.
От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.
От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности -т.е самоконтроля и сознательном управлении своими действиями.
Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении. Постепенно повышать темп речевых упражнений. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, а затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, скороговорок.
Этапу автоматизации в логопедической работе отводится достаточно продолжительное время.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.
Мы в своей работе используем компьютерные технологии и разнообразные печатные и словесные дидактические игры.
Конечно, у родителей нет специально приобретенных карточек, игр на закрепление звукопроизношения, но самое главное ребенок должен чувствовать, что занятия – не скучная, неизбежная повинность, а интересное увлекательное дело. Учитывая это, необходимо превратить сложнейший процесс автоматизации звука в игру, используя наглядность и специально подобранный речевой материал. Например, можно нарисовать вертолет и сказать ребенку: «Залей полный бак керосина (набери полную грудь воздуха) и посади вертолет точно на аэродром». Да еще предупредить: «Остановишь мотор (звук «Р»), пилот разобьется». Ребенок приложит максимум усилий, для того чтобы его вертолет долетел до аэродрома.
Автоматизируя звук, необходимо развивать все стороны речи ребенка. Это дает дополнительный материал для игр и их разнообразия.
В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико-грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим взрослый должен:
— нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»;
— постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой!