Итоги года

Подошёл к концу учебный год, быть может, трудный, но очень важный как для родителей, так и для детей.

Хочется сказать спасибо родителям, которые оказали огромную помощь, вникая в учебный процесс и помогая своим детям справиться с их речевыми проблемами. В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушения звукопроизношения. У всех детей появились в речи звуки, ранее им недоступные. Перед тем, как дети уйдут из детского сада, мне бы хотелось дать некоторые рекомендации родителям. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Не спешите выбрасывать домашнюю логопедическую тетрадь: в ней есть скороговорки и стихи, которые можно повторять летом. Можно приобрести некоторые логопедические книги и закреплять звуки с помощью подобранного в книге дидактического материала. Также для автоматизации звука в речи можно использовать скороговорки. Разучите их вместе с ребёнком и устройте соревнование, кто лучше и быстрее произнесёт скороговорку. 
Каникулы — время отдыха, но не стоит забывать и о книгах. Читайте ребёнку книги, пусть ребёнок скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче. 
Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха: 
Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом; 
Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь) 
Надувать воздушные шарики; 
Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи; 
Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять; 
Дуть на детские флюгера. 

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия: 
Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки); 
Собирать, перебирать ягоды; 
Помогать взрослому полоть грядки; 
Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп); 
Играть с глиной, мокрым песком; 
Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель) 

В дождливые дни можно: 
Собирать мозаики, конструкторы, пазлы; 
Перебирать крупы; 
Раскрашивать раскраски цветными карандашами; 
Складывать простые игрушки из бумаги (оригами); 
Вышивать (крупным крестиком); 
Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие); 
Плести из бисера; 
Лепить из пластилина, пластика, теста. 

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического) 
Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты); 
Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…); 
Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка; 
Полоскать рот; 
Жевать боковыми зубами; 
Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные); 
Лизать эскимо. 

И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи. 
Скажи наоборот (высокий-низкий) 
Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб) 
Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик) 
Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – много домов) 
Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный) 
Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …); 
Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза); 
Назвать слова с определённым слогом, звуком; 
Составлять предложения с заданными словами; 
«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»); 

Играем, развивая фонематические процессы: 
Повтори за мной ( слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д); 
Назови первый (последний) звук в слове; 
Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ; 
Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк. 
Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!