Рекомендации родителям будущих первоклассников
Подготовка к школе - это не только обучение грамоте или счёту. Это и развитие речи, внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
На что обратить внимание в развитии речи дошкольника:
1. Состояние звукопроизношения.
Ребенок к шести годам должен четко произносить все звуки.
2. Состояние фонематических процессов.
Умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков, а также умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.)
3. Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
4. Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, сковорода и т.п
5. Состояние словарного запаса.
Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.
6.Состояние связной речи.
Основные акценты должны быть расставлены на умении ребёнка отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
7. Развитие мелкой моторики.
Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Лепка из пластилина замечательно воздействует на мелкую моторику. Такие упражнения, как застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование (фломастеры не рекомендуются), графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики.
А также:
Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
Развитие процессов внимания, памяти
(например, запоминание 7-8 слов, предметов).
Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).
Если ваш ребенок еще до начала занятий выражает тревогу, боязнь или нежелание идти в школу, то стоит проконсультироваться с педагогом или психологом о причинах его страхов. Возможно, ему просто не хватает вашего одобрения и похвалы, чтобы быть уверенным в своих силах.
Обязательно возьмите ребенка в магазин за школьными принадлежностями. Пусть он сам выберет карандаши, линейки, альбомы. А вы лишь деликатно поможете ему сориентироваться.
Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
Если ребенок читает:
Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.
Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.
В группу риска попадают следующие учащиеся:
- Если ребенок левша.
- Если он – переученныйправша.
-Если ваш ребенок посещал логопедическую группу.
-Если в семье говорят на двух и более языках.
-Если ребенок слишком рано пошел в школу.
-Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
-Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).
-Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков).
У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок, логопедическими ошибками считаются:
-Смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о).
- Пропуски букв, слогов.
-Недописывание, наращивание слов.
Родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:
- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.
-Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
-Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.