умение:
-обобщать слова из предложенных тем (например, как назвать одним словом банан, грушу, яблоко?);
-правильно называть цвета (какого цвета цыпленок, небо?);
- образовывать название детенышей и существительных в уменьшительно-ласкательной форме ("у кошки котенок, а кто у утки?", "Я назову большой предмет, а ты - маленький и ласково");
-изменять слова по числам ("Я буду говорить про один, а ты про много". Например, стол — столы);
-адекватно употреблять предлоги в речи (ребенок должен выполнить задание по картинке или подставить в предложение недостающие предлоги);
-образовывать прилагательные от существительных (компот из вишни, значит он какой?), — правильно подбирать антонимы ("Скажи наоборот": на одной картинке стол широкий, а на другой картинке - какой?);
-изменять существительные по падежам (род. падеж — чего нет у куклы? вин. падеж — что лежит на столе? дат. падеж - кому ты даришь подарки? твор. падеж - чем мы режем хлеб? предл. падеж - на чем плывут по реке?).
Уровень развития связной речи диагностируется с помощью пересказа услышанного текста (сказка должна состоять из 5-7 предложений, читается 2 раза), составления рассказа по серии сюжетных картинок или по одной сюжетной картинке, рассказу-описанию игрушки.
Состояние неречевых психических функций
Логопедическое обследование не ограничивается изучением речевых функций. Логопед также обследует и состояние неречевых психических функций. В их число входит:
-слуховое внимание: ребенок должен различать звучащие игрушки и уметь определять направление звука;
- зрительное восприятие: показ основных цветов, подбор картинок к определенному цветовому фону;
- зрительно-пространственный гнозис и праксис: складывание и разбирание матрешки, пирамидки, почтовый ящик из 4-7 форм, складывание разрезной картинки;
-сформированность основных видов деятельности - игра, конструирование, рисование.
Игра изучается в процессе наблюдения за малышом, конструирование - с помощью складывания геометрических форм из счетных палочек. При обследовании рисования ребенка просят нарисовать человека, дом, дерево. Логопед смотрит качество рисунка: штрихи, черканье, головоног, предметный рисунок, схематичный, сюжетный.
Мы уже начали знакомство!