Что делает учитель-логопед в сентябре?

В сентябре учителем - логопедом проводится исследование индивидуального развития детей и заполнение речевых карт. 
Для чего он это делает? 

Для того, чтобы выявить структуру дефекта, "зону актуального развития", потенциальные возможности ребенка, грамотно составить заключение, наметить пути коррекционной работы, дать обоснованные рекомендации родителям. В ходе логопедической диагностики важно установить эмоциональный контакт с ребенком.
Что именно обследует логопед? 
Учитель-логопед обследует: 
 
Состояние общей и речевой моторики. 
Затем специалист приступает к изучению строения артикуляторного аппарата, состояния общей и речевой моторики. Строение артикуляторного аппарата оценивается визуально по состоянию губ, зубов, прикуса, твердого, языка, мягкого неба. Оценка состояния общей моторики проводится в ходе наблюдения за тем, как ребенок движется, выполняет задание по образцу, словесной инструкции. Оценивается координация движений, точность, плавность, объем, наличие гиперкинезов и содружественных движений. Состояние речевой моторики определяется по движениям мимической и речевой мускулатуры. Ребенка просят нахмуриться, надуть щеки, прищурить глаза, выполнить артикуляционные упражнения ("маляр", "лошадка", "качели" и т. п.). Оценивается точность, объем движений, способность к удержанию позы и к переключению с одной позы на другую. 
 
Импрессивную сторону речи. 
Ребёнка просят показать названный логопедом предмет, который нарисован на картинке. С помощью сюжетных картинок проверяется дифференциация единственного и множественного числа, понимание предложно-падежных конструкций, словосочетаний и простых предложений, вопросительных предложений. По инструкции ребёнка просят показать на картинках столы/стол, мяч под стулом/на стуле, зачитывается короткий рассказ и по нему задаются вопросы. 
 
Состояние экспрессивной речи. 
После логопед переходит к обследованию состояния экспрессивной речи, или активного словаря. Начинают с просодической стороны экспрессивной речи. Ребенка просят рассказать какое-либо стихотворение. Оценивается громкость голоса, модуляция (монотонность или ее отсутствие), наличие назального оттенка, выразительность речи, темп, ритм (правильность употребления пауз), дикция, дыхание (нижнереберное, внегрудное, диафрагмальное), умение употреблять основные виды интонации. Затем следует изучить звукопроизношение. Сначала обследуется умение произносить гласный или согласный звук изолированно (способом отраженного проговаривания). Ребенку показывают картинки, в названии которых определенный звук расположен в начале, середине, конце. После проверяется умение произносить этот же звук в предложениях. Важно провести оценку звукопроизносительной дифференциации звуков (твердый-мягкий, свистящий-шипящий, глухой-звонкий, Р-Л). Ребенок должен на слух воспринять слоги и слова с оппозиционными звуками (ка-га, миска-мишка), повторить их или поднять руку/топнуть ногой, когда услышит нужный звук. Фонематическое восприятие и звуковой анализ проверяются по такому же принципу: можно попросить ребенка показать картинки, в которых слова начинаются со звука С, определить, где расположен определенный звук в слове, повторить за логопедом слова со стечением согласных (аквариум, лекарство). Нарушенный фонематический слух обычно приводит к фонетико-фонематическому недоразвитию речи. 
 
Лексический и грамматический строй речи. 
Обследуется состояние лексического и грамматического строя речи. Проверяется активный словарь по темам: "Игрушки", "Посуда", "Овощи", "Фрукты", "Животные", "Одежда", "Семья", "Мебель", "Обувь". Ребенок должен назвать предмет по картинке или его описанию.
 
Оценивается умение: 
  • -обобщать слова из предложенных тем (например, как назвать одним словом банан, грушу, яблоко?); 
  • -правильно называть цвета (какого цвета цыпленок, небо?); 
  • - образовывать название детенышей и существительных в уменьшительно-ласкательной форме ("у кошки котенок, а кто у утки?", "Я назову большой предмет, а ты - маленький и ласково"); 
  • -изменять слова по числам ("Я буду говорить про один, а ты про много". Например, стол — столы); 
  • -адекватно употреблять предлоги в речи (ребенок должен выполнить задание по картинке или подставить в предложение недостающие предлоги); 
  • -образовывать прилагательные от существительных (компот из вишни, значит он какой?), — правильно подбирать антонимы ("Скажи наоборот": на одной картинке стол широкий, а на другой картинке - какой?); 
  • -изменять существительные по падежам (род. падеж — чего нет у куклы? вин. падеж — что лежит на столе? дат. падеж - кому ты даришь подарки? твор. падеж - чем мы режем хлеб? предл. падеж - на чем плывут по реке?). 
Уровень развития связной речи диагностируется с помощью пересказа услышанного текста (сказка должна состоять из 5-7 предложений, читается 2 раза), составления рассказа по серии сюжетных картинок или по одной сюжетной картинке, рассказу-описанию игрушки. 
 
Состояние неречевых психических функций.
Логопедическое обследование не ограничивается изучением речевых функций. Логопед также обследует и состояние неречевых психических функций. В их число входит: 
  • -слуховое внимание: ребенок должен различать звучащие игрушки и уметь определять направление звука; 
  • - зрительное восприятие: показ основных цветов, подбор картинок к определенному цветовому фону; 
  • - зрительно-пространственный гнозис и праксис: складывание и разбирание матрешки, пирамидки, почтовый ящик из 4-7 форм, складывание разрезной картинки; 
  • -сформированность основных видов деятельности - игра, конструирование, рисование. 
Игра изучается в процессе наблюдения за малышом, конструирование - с помощью складывания геометрических форм из счетных палочек. При обследовании рисования ребенка просят нарисовать человека, дом, дерево. Логопед смотрит качество рисунка: штрихи, черканье, головоног, предметный рисунок, схематичный, сюжетный. 
Мы уже начали знакомство!