Снижен фонематический слух? Играем!

Дорогие родители. Если у вашего ребенка нарушено звукопроизношение, это не всегда возникает по причине недостаточного развития моторики органов артикуляции. Причиной может быть сниженный фонематический слух и фонематическое восприятие.

Фонематический слух — способность воспринимать на слух и дифференцировать звуки речи (особенно близкие по звучанию). Фонематический слух развивается от рождения до 5 лет. Если у ребенка 5 лет фонематическое восприятие развито недостаточно, то это тормозит формирование звукопроизношения. Звуки плохо дифференцируются ребенком и формируются с большой задержкой. В речи ребенка могут наблюдаться многочисленные замены звуков: твердых на мягкие, звонких на глухие и наоборот («я положу сумку» — «я поляжю тюмку»), звуков, сходных по звучанию (сумка — «сунка», сани — «сами», танцевать — «канцевать»). Таким образом, ребенок с фонетико-фонематическим недоразвитием употребляет звуки в речи нестойко. Некоторые звуки по просьбе взрослого ребенок произносит правильно, а в самостоятельной речи они отсутствуют или заменяются другими. Ребенок может одно и то же слово в разном контексте произносить по-разному. В дальнейшем это приведет к многочисленным ошибкам на письме и при чтении. 
Развитие фонематического слуха — обязательное условие правильного звукопроизношения и грамотного письма. 
Рекомендуемые упражнения и игры помогут малышу освоить звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению элементов грамоты, письменной речи. 

Игры и упражнения 
«Ушки - слушки» 
Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Взрослый предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие. 

Игра "Шумящие мешочки". 
Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри. 

Игра "Волшебная палочка". 
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску... 
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал. 

Игра "Похлопаем". 
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами. 

«Где звенит?» 
Дети стоят с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука. 

Игра "Узнай свой голос". 
Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать - кто говорит. 

Игра "Громко-тихо". 
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. 
Есть похожий вариант игры - "далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко. 

Игра "Три медведя". 
Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. 

Исправь Незнайкины ошибки. 
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки. 
Коса прыгнула через забор. 
Колова даёт вкусное молоко. 
Рошадь жуёт сочную траву. 
Кочка ловит мышку. 
Собаха сторожит дом. 


Игра "Похлопаем". 
Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. 

Игра "Что лишнее?" 
Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог. 

«Поймай звук» 
Взрослый предлагает «поймать» (хлопнуть в ладоши), если ребенок услышит заданный звук.