Снижен фонематический слух? Играем!
Дорогие родители. Если у вашего ребенка нарушено звукопроизношение, это не всегда возникает по причине недостаточного развития моторики органов артикуляции. Причиной может быть сниженный фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонематический слух — способность воспринимать на слух и дифференцировать звуки речи (особенно близкие по звучанию). Фонематический слух развивается от рождения до 5 лет. Если у ребенка 5 лет фонематическое восприятие развито недостаточно, то это тормозит формирование звукопроизношения. Звуки плохо дифференцируются ребенком и формируются с большой задержкой. В речи ребенка могут наблюдаться многочисленные замены звуков: твердых на мягкие, звонких на глухие и наоборот («я положу сумку» — «я поляжю тюмку»), звуков, сходных по звучанию (сумка — «сунка», сани — «сами», танцевать — «канцевать»). Таким образом, ребенок с фонетико-фонематическим недоразвитием употребляет звуки в речи нестойко. Некоторые звуки по просьбе взрослого ребенок произносит правильно, а в самостоятельной речи они отсутствуют или заменяются другими. Ребенок может одно и то же слово в разном контексте произносить по-разному. В дальнейшем это приведет к многочисленным ошибкам на письме и при чтении.
Развитие фонематического слуха — обязательное условие правильного звукопроизношения и грамотного письма.
Рекомендуемые упражнения и игры помогут малышу освоить звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению элементов грамоты, письменной речи.
Игры и упражнения
«Ушки - слушки»
Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Взрослый предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.
Игра "Шумящие мешочки".
Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра "Волшебная палочка".
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску...
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра "Похлопаем".
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
«Где звенит?»
Дети стоят с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.
Игра "Узнай свой голос".
Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать - кто говорит.
Игра "Громко-тихо".
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
Есть похожий вариант игры - "далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.
Игра "Три медведя".
Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Исправь Незнайкины ошибки.
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.
Игра "Похлопаем".
Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра "Что лишнее?"
Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«Поймай звук»
Взрослый предлагает «поймать» (хлопнуть в ладоши), если ребенок услышит заданный звук.