«Что нужно знать об адаптации ребенка к детскому саду»

Что такое адаптация?
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.


Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ:

-неумение себя обслужить (умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок, кушать, играть)
-отсутствие опыта общения со взрослыми и сверстниками,
-неумение занять себя игрушками,
-различный режим ДОУ и семьи.
Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму.
Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Ознакомьтесь с режимом детского садика и постепенно вводите его дома. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью.
При поступлении в детский сад привычные условия жизни меняются»
Малыш, оказавшись в новой обстановке с незнакомыми детьми и взрослыми, испытывает волнение, тревогу. Страх, гнев. Ребенок переживает: «Как я без мамы?» Не бросили ли меня?» Детям кажется, если мама ушла, то это навсегда, так как особенность детской психики в том, что дети живут текущим моментом. Привыкание к детскому саду – процесс непростой. Адаптивные возможности ребенка ограниченны, и, если привыкание протекает тяжело, малыш может заболеть. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить его внимание на деятельность, которая приносит ему удовольствие – на игру. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к детскому саду, воспитателю.

Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку, дома необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Соблюдать режим дня – ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и то же время. Спать днем, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не ходить в гости – это лишняя нагрузка на нервную систему малыша.

2. Не допускать длительного просмотра телевизора. Внимание! До 2-3 лет — это вообще противопоказано!

3. При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями, а также игры с водой с успокаивающим эффектом.

4. Дать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету)

5. Как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе.

6. Пораньше забирать из детского сада

7. Рассказывать о детском саде, воспитателях. Детях – обязательно в радостных и положительных тонах.

8. Способствовать формированию у ребенка навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков – ребёнку легче будет занять себя, отвлечься.

9. Следует помнить: не бывает одинаковых детей, у всех адаптация проходит по-разному. У каждого свой темп привыкания, не надо его форсировать и ускорять и уж тем более не следует сравнивать с другими детьми.

11. Необходимо набраться терпения, настроить себя на спокойный лад – ведь ребенок чувствует и ваше настроение, и ваши переживания.

12. Не растягивайте прощание. Можно придумать свою традицию (например, воздушный поцелуй, объятия).Еще одно правило- когда уходите и оставляете ребенка в саду, делайте это быстро и легко. Не показывайте ваших переживаний, потому что дети очень четко чувствуют эмоции родителей.

13. В выходные дни, не меняйте режим дня ребенка.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Об окончании периода адаптации говорит бодрое, веселое, спокойное настроение в момент расставания и встречи с родителями, адекватное отношение к предложениям взрослых, умение не конфликтовать, а общаться со сверстниками, желание есть самостоятельно, доедать до конца положенную норму, спокойный дневной сон, ночной сон без пробуждения до утра.

Если малыш с радостью говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и много неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился!